понедельник, 20 апреля 2009 г.

Педагог - психодиагност?

В своей практической деятельности не раз сталкивалась со следующей проблемой, разрешение которой иногда портит отношения с коллегами - педагогами. Как относится к тому, что некоторые учителя без ведома администрации (а тем более психолога) используют в своей практике методики психологической диагностики: проводят исследования, анализируют, дают рекомендации? Иногда используют и такие сложные для анализа методики, как "Дом, дерево, человек", "Рисунок человека", личностные опросники Кеттелла. Предлагаю к обсуждению данную проблему.

3 комментария:

Unknown комментирует...

Возможно, некоторые учителя не совсем задумываются о результатах такой деятельности. Мне кажется, что методики, которые носят сугубо психологическую нагрузку и считаются сложными и противоречивыми в анализе, не должны самостоятельно использоваться учителями. Анкеты, опросники, педагогическая диагностика в большей степени приемлема для учителей. Возможно, некоторые педагоги считают себя "психологами по жизни", увлекаются психологической наукой. Такие проблемы применения психологических методик не специалистами должны отслеживаться в школе.

Unknown комментирует...

Согласна, что недопустимо использовать в работе психологические методики (в особенности проективные) не специалистам. К сожалению, в последнее время даже от педагога (особенно от классного руководителя)требуется диагностика личностных особенностей учащихся, мотивации и т. п. Требуется, но никто не предлагает с помощью каких методов (метод наблюдения уже никого не устраивает)такую деятельность осуществлять. На мой взгляд, если и проводить серьёздную диагностику, то только совместно с психологом школы.

Татьяна Николаевна комментирует...

Поддерживаю Вас в вашем праведном гневе, коллега! К сожалению, с этим трудно бороться: все считают себя вправе проводить диагностику с использованием наспех, обзорно просмотренных на каких-либо курсах методиках (и методиках, к сожалению, серьёзных!) Но в этом вина, конечно, не самих педагогов, а тех, кто им даёт такое право - руководителей курсов. Очень часто это методисты (совсем не психологического профиля!)